Алла Носкова

Интернет как пространство для продвижения поэзии и поэтического творчества

Ссылка на оригинал статьи на JobsMarket 

 

Интернет для поэтов становится все более актуальным средством коммуникации с читателями. Дорогостоящие книжные издания не только имеют проблемы организации распространения, хранения книг, но и весьма неудобны в использовании, с точки зрения современного человека: нет удобной системы поиска информации, невозможно мгновенно поделиться с друзьями понравившимся стихотворением, обсудить с автором свои мысли и переживания.

Обращаясь к вездесущему Интернету, как к средству коммуникации с читателем, автор сталкивается с рядом проблем, в основе которых лежит вечное противоречие между элитарным и массовым в искусстве. Многие современные поэты, признанные литературным сообществом, не могут в достаточной мере использовать Интернет как эффективный инструмент массовой коммуникации.

В связи с растущей популярностью Интернета как носителя информации, в том числе и для чтения поэзии, возникают вопросы:

  • Нужно ли в принципе продвигать настоящую поэзию в массы посредством Интернета
  • Нужно ли использовать Интернет для продвижения поэта и поэтического творчества
  • Нужно ли формировать в Интернете возможности для коммуникации авторов, читателей, критиков и экспертов.

Профессиональная литературная среда, которая создает условия для развития поэзии как искусства, может усомниться в том, что настоящая поэзия может стать более востребованной в массах благодаря новым технологиям и носителям информации. Но, несмотря на подобные сомнения, очевиден факт: пространство Интернета активно осваивается в поэтической тематике. Этот процесс сегодня хаотичен, бессистемен. Если этим процессом не управлять, то массовое общественное сознание будет насыщаться низкопробными образцами стихосложения не имеющими отношения к поэзии. В результате, настоящая поэзия окажется в нелицеприятном положении в Интернете. И сеять «разумное, доброе, вечное», пробуждать в людях «добрые чувства», влиять на культуру общества и служить благородной цели «сделать этот мир лучше» поэзии как искусству будет все сложнее и сложнее. Поэтому, профессиональная литературная среда должна задуматься о необходимости управления этими процессами, чтобы Интернет стал системным инструментом для развития у читателей понимания настоящей поэзии.

Сегодня существует множество интернет-ресурсов, где поэт может разместить свои стихи, создавать группы заинтересованных читателей, вести дискуссии. Поэты создают блоги, собственные сайты, где делятся с читателями своим творчеством.

Стратегически не выверенное использование поэтами социальных сетей, блогов, интернет сайтов, где нет разумных критериев публикации, приводит нередко к обесцениванию поэтического творчества. Обсуждение стихов часто превращается в неэтичную борьбу личностей, которые самоутверждаются за счет неконструктивной критики друг друга.

Большинство сайтов, где поэт сегодня может разместить свои стихи, пока не используют  современные социальные и интернет-технологии, которые способны создать реальную ценность для читателя, а  поэту помогут стать востребованным, собрать свою аудиторию и эффективно взаимодействовать с ней. Цели таких сайтов больше связаны со сбором интернет-тусовки, чем со служением культуре общества. Рейтинги поэтов в таких «избах-читальнях» не имеют отношения к реальной ценности поэзии автора, связаны лишь с факторами, отражающими сколько поэт заплатил за свое продвижение на сайте или сколько он потратил времени на привлечение читателей.  

«Журнальный зал» - это замечательный проект, который является сегодня главным ориентиром в мире настоящей литературы и поэзии. Но его цели и функциональность узко ориентированы на элитарную аудиторию и не предполагают коммуникацию с широкой аудиторией читателей.

Настоящая поэзия сегодня нуждается в новых технологиях коммуникации с читателем, которые позволят формировать вкус, культурные и эстетические предпочтения, потребность в обращении к поэзии у широкой аудитории.

Проанализируем некоторые характеристики интернет-аудитории любителей поэзии, чтобы понять, как эффективно использовать Интернет в продвижении поэтического творчества.

1.  Динамика интереса аудитории интернета к поэзии

Слово «стихи» является одним из самых популярных в русскоязычном Интернете.  Количество запросов этого ключевого слова в период с 2010 по 2012 год выросло почти в 3 раза: с 6 млн. запросов в месяц до 16 млн. (по данным Яндекс Wordstat).  При этом интернет-аудитория России за тот же период выросла менее чем в 2 раза - с 36 млн. чел. до 60 млн. чел. Темпы роста интереса к поэзии в России опережают темпы роста числа интернет пользователей. 

Очевидно, что количество читателей поэзии в Интернете будет продолжать увеличиваться по двум причинам: в следствие роста уровня проникновения Интернета и числа пользователей, а также  в следствии того, что читатели все чаще будут использовать электронные носители для чтения стихов, и реже - бумажные книги и журналы.

Данные Google по динамике запроса «стихи» с 2004 по 2012 год.

Еще более высокая динамика наблюдается по слову «поэт» (по данным Яндекс Wordstat). Частотность запросов выросла более чем в 3 раза, значительно опережая темп роста интернет-аудитории.

Динамика запроса «поэт» по данным Google с 2004 по 2012 год.

Уровень интереса русскоязычных пользователей Интернета к теме «стихи» (16 млн. в мес.) сегодня намного выше, казалось бы, весьма популярных тем (по данным Яндекс):

  • «туры» - 4 млн. запросов в месяц,
  • «образование» - 4 млн. запросов в месяц,
  • «новости» - 9,6 млн. запросов в месяц,
  • «книги» - 13,4 млн. в месяц.

20% поисковых запросов со словом «стихи» по данным Google сегодня приходится на мобильные устройства. Требовательный читатель желает иметь стихи любимых авторов всегда под рукой, на своем мобильном устройстве, отправлять стихи друзьям по электронной почте и SMS.

2.  Самые популярные в поисковых системах запросы поэтической тематики

Группы основных популярных запросов, количество запросов в месяц.

Запрос

Яндекс

Google

Сумма

1

стихи

16057189

6120000

22177189

2

стихотворения

2110292

3350000

5460292

3

поэт

1038274

450000

1488274

4

поэзия

366281

823000

1189281

5

лирика

349809

301000

650809

ТОП-20 наиболее популярных запросов «как есть» (февраль-март 2012 года)

Запрос

Яндекс

Запрос

Google

1

поздравления +в стихах

780424

стихи про

6120000

2

стихи +с днем

770716

stihi

5000000

3

+с днем рождения стихи

687915

стих

4090000

4

стихи 2012

595572

со стихами

3350000

5

стихи +к 8

574884

стихи о любви

550000

6

стихи +к 8 марта

569612

стихи любви

550000

7

прощенное воскресенье стихи

561724

стихи про любви

550000

8

стихи любимому

530550

стихи про любовь

550000

9

стихи +о любви

529224

любовь стихи

550000

10

прикольные стихи

441132

стихи любовь

550000

11

поздравления +с 8 марта стихи

389468

про любовь стихи

550000

12

дитя стихи

347987

поздравления стихи

368000

13

поздравления +с марта +в стихах

344563

стихи поздравления

368000

14

поздравления +с 8 +в стихах

343205

стих про любовь

368000

15

стихи девушке

334032

стихи день рождения

368000

16

красивые стихи

319230

день рождения стихи

368000

17

красиво стихи

319230

любовь в стихах

368000

18

детские стихи

317331

любовь со стихами

301000

19

стихи +для детей

266657

стих день рождения

301000

20

стих коротко

262701

день рождение стихи

301000

Таким образом, очевидно, что значительная часть аудитории обращается к стихам в связи с необходимостью поздравления близких и друзей, переживанием состояния влюбленности. Статистка отражает запросы в феврале-марте, поэтому наблюдается повышение интереса к традиционным праздникам этого периода. Такое обращение редко предполагает потребность в поэзии как искусстве. Однако, это обращение может стать отправной точкой увлечения поэзией, если читателю в момент актуализации потребности предоставить по-настоящему трогающие его душу стихи.

ТОП-80 наиболее популярных запросов со словом «стихи», в которых обозначена тематика, в основном используемая серьезными авторами.

Эта информация будет полезна поэту в понимании интереса читателей к разной тематике. Однако она не является руководством к действию по написанию произведений по определенной тематике, востребованной у читателя. Выбор тематики поэтом связан исключительно с творческим процессом отражения действительности через призму восприятия творца. Чувство созвучия произведения персональным переживаниям читателя возникает вследствие такого содержания и художественной формы, которые вызывают идентификацию с героем стихотворения, эмоциональное заражение. Этот эффект не возможно создать «по заказу».

Поисковый запрос

Яндекс

Google

Сумма

1

стихи

16057189

6120000

22177189

2

стихи +о любви

529224

550000

1079224

3

стихи 2012

595572

6600

602172

4

стихи любимому

530550

49500

580050

5

стихи девушке

334032

60500

394532

6

красивые стихи

319230

74000

393230

7

короткие стихи

262695

27100

289795

8

стихи подруге

237636

40500

278136

9

смешные стихи

155897

110000

265897

10

стихи четверостишья

196901

390

197291

12

стихи +о маме

132719

60500

193219

13

стихи +о весне

174098

18100

192198

14

стихи +о войне

113558

49500

163058

16

стихи +о женщине

118920

40500

159420

17

стихи другу

125446

33100

158546

18

лучше стихи

108482

18100

126582

19

хорошие стихи

108482

8100

116582

20

стихи сестре

86701

18100

104801

21

русские стихи

88939

12100

101039

22

стихи +о природе

80962

18100

99062

23

стихи +о языке

29836

60500

90336

24

стихи +о родине

54627

27100

81727

25

стихи бывшему

79985

1000

80985

26

веселые стихи

30735

49500

80235

27

стихи +о дружбе

42538

33100

75638

28

стихи мужу

57612

14800

72412

29

стихи шуточные

54040

14800

68840

30

любовные стихи

41306

27100

68406

31

стихи +о мужчинах

51292

14800

66092

32

добрые стихи

48316

9900

58216

33

грустные стихи

38591

14800

53391

34

стихи +о матери

12619

40500

53119

35

короткие стихи прости

50697

0

50697

36

величайшие стихи

50162

16

50178

37

стихи признания

31190

14800

45990

38

красивые стихи +о любви

19295

22200

41495

39

стихи классиков

29994

8100

38094

40

эротические стихи

25821

12100

37921

41

стихи русских поэтов

31971

5400

37371

42

стихи жене

31804

5400

37204

43

стихи +про друзей

16702

18100

34802

44

стихи +о семье

19544

14800

34344

45

прощение +в стихах

25919

8100

34019

46

великие стихи

29055

2900

31955

47

стихи +о красоте

19670

12100

31770

48

стихи онлайн

24846

6600

31446

49

стихи +о россии

19073

12100

31173

50

романтические стихи

16542

12100

28642

51

стихи +про семью

13573

14800

28373

52

современные стихи

19758

8100

27858

53

новые стихи

22811

4400

27211

54

белые стихи

18656

6600

25256

55

стихи +о смерти

12390

12100

24490

56

белый стих

18689

5400

24089

57

известные стихи

17114

6600

23714

58

стихи умершим

19767

3600

23367

59

большие стихи

21153

1900

23053

60

новейшие стихи

22811

0

22811

61

стихи +про дочку

12617

9900

22517

62

отечественные стихи

22338

0

22338

63

прощальные стихи

19768

2400

22168

64

военные стихи

18617

2900

21517

65

стихи +о великой отечественной войне

12528

8100

20628

66

стихи +с юмором

15490

4400

19890

67

стихи +о любви +на расстоянии

19545

91

19636

68

стихи +о животных

13796

5400

19196

69

самые красивые стихи

14249

4400

18649

70

стихи +о разлуке

10224

8100

18324

71

смотреть стихи

14523

2900

17423

72

стихи прости +меня

14101

2900

17001

73

юмористические стихи

12421

4400

16821

74

нежные стихи

11927

4400

16327

75

трогательные стихи

12186

2900

15086

76

самые лучшие стихи

11542

2400

13942

77

стихи +о любви коротко

13684

12

13696

78

зимние стихи

10231

2900

13131

79

стихи любимому человеку

10241

2400

12641

80

стихи +для сестр

10868

0

10868

Безусловно, любовная лирика является лидером внимания аудитории. Однако, значимыми для интернет-пользователей также являются темы «о маме» , «о войне», «о дружбе», «о родине», «о семье и детях», «о смерти», «о разлуке», «эротические стихи», «юмор» и многие другие темы, в которых читатель ищет созвучие своему состоянию и мироощущению.

3. Некоторые характеристики интернет-читателя поэзии

Предпочтение поисковых систем

Большинство русскоязычных читателей поэзии предпочитают использовать поисковую систему Яндекс.

Однако, анализируя частотность групп запросов «стихи», «стихотворения», «поэт», «поэзия», «лирика», можно отметить, что запросы «стихотворения», «поэт» и «поэзия» пользователями Google набираются чаще, а запрос «лирика» сопоставим по частотности с аналогичными запросами в Яндексе. Это может характеризовать любителя поэзии, пользующегося Google, как более интеллектуального и искушенного читателя.

Какие действия совершают пользователи со стихами в Инетрнете (по данным Яндекс)

Запрос

Частотность запроса
в мес.

1

смс стихи

97440

2

скачать стихи

88081

3

читать стихи

65486

4

найти стихи

25919

5

стихи слушать

17607

6

смотреть стихи

14523

7

стихи видео

14403

8

стихи mp3

4771

9

опубликовать стихи

1842

10

отправить стихи

1575

Среди пользователей Интернета популярно отправлять стихи по СМС. Не менее популярно скачивать электронные книги стихов. Пользователи также читают стихи онлайн. Интересно, что наблюдается существенный рост популярности запросов "стихи слушать" и "смотреть стихи". Так частота запросов "стихи слушать" за последний год выросла в 3 раза, "стихи смотреть" - в 2 раза, "стихи видео" - в 3 раза.

География русскоязычных читателей поэзии

География русскоязычного интернет-пользователя любителя поэзии очевидна – преобладает регион Россия – 80% всех пользователей. В первую пятерку стран также входит Украина – 12%, Беларусь – 3%, Казахстан – 2,8% и США – 0,5%.

Географическое распределение по странам пользователей, набравших в поисковых системах Яндекс и Google поисковый запрос «стихи», за период 1 месяца.

Анализ частотности запроса «стихи» по городам и его региональной популярности  (ТОП-50 по данным Яндекс)

Всего показов в месяц: 16057189

Города

Показов в месяц

Региональная 
популярность*, %

1

Москва

2354449

72.59

2

Санкт-Петербург

749678

74.78

3

Нижний Новгород

568797

129.15

4

Екатеринбург

449490

116.95

5

Новосибирск

440780

133.24

6

Ростов-на-Дону

353938

120.54

7

Киев

349722

64.97

8

Уфа

261379

107.92

9

Краснодар

224875

122.70

10

Пермь

218643

117.87

11

Самара

215489

106.64

12

Красноярск

214011

110.48

13

Челябинск

206975

107.73

14

Казань

205857

100.57

15

Воронеж

203707

110.95

16

Саратов

195578

121.19

17

Волгоград

187127

124.64

18

Барнаул

175883

150.42

19

Омск

167652

121.80

20

Оренбург

145321

139.82

21

Минск

133448

70.77

22

Ставрополь

131901

135.27

23

Иркутск

131627

117.49

24

Тюмень

120320

108.90

25

Донецк

117247

93.48

26

Кемерово

114302

123.77

27

Киров

110191

126.32

28

Пенза

109552

121.08

29

Ижевск

105915

104.84

30

Ярославль

101242

98.50

31

Белгород

100841

106.76

32

Ульяновск

97522

131.61

33

Харьков

95042

75.67

34

Тула

94147

97.08

35

Брянск

91051

109.77

36

Липецк

87174

105.22

37

Чебоксары

86549

108.13

38

Рязань

83311

92.10

39

Тольятти

83224

108.10

40

Курган

80024

153.55

41

Томск

76998

132.01

42

Одесса

76631

91.91

43

Владимир

76416

113.72

44

Тверь

75985

106.08

45

Курск

75511

107.35

46

Днепропетровск

73522

81.76

47

Хабаровск

72594

108.16

48

Вологда

72591

117.37

49

Тамбов

69665

119.40

50

Смоленск

68667

110.36

* Региональная   популярность - это доля, которую занимает регион в показах по данному слову, деленная на долю всех показов результатов поиска, пришедшихся на этот регион. Популярность слова/словосочетания, равная 100%, означает, что данное слово в данном регионе ничем не выделено. Если популярность более 100%, это означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому слову, если меньше 100% - пониженный.

Анализ региональной популярности запроса «стихи» свидетельствует о том, что в экономически развитых городах России общий интерес населения к поэзии ниже, чем в регионах, с менее развитой экономикой.

4.  Место поэзии в потребностях российского и американского пользователя  Интернета

Сравнительный анализ профиля потребностей российского и американского пользователя представляет интерес с точки зрения прогноза динамики интереса к поэзии с развитием постиндустриального общества. Как уже указывалось выше, при анализе популярности темы «поэзия» в регионах России, более высокий интерес наблюдается в городах с менее развитой экономикой, а в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург, популярность темы «поэзия» имеет тенденцию к снижению, вытесняется другими тематиками.

Для анализа были выбраны самые частотные запросы в разных тематиках в поисковых системах Яндекс для России и Google для США. Обе поисковые системы в соответствующих странах имеют около 60% рынка поиска. В анализе также учитывалось, что пользователей Интернета в США в 4 раза больше, чем в России – 245 млн. и 60 млн. соответственно. Поэтому все данные приводились к условному показателю: количество запросов, приходящееся на одного уловного интернет-пользователя.

Количество различных тематических запросов, приходящееся на одного условного интернет-пользователя (показатель интереса аудитории к теме) в США и России.

Профиль интересов аудитории в области коммуникационных сервисов в США и в России схож.  Темы «facebook» (1,4)  в США и «одноклассники» (1,9) в России, связанные с общением, жаждой внимания к себе и самоутверждения в референтной среде, являются лидерами популярности. Однако, вовлеченность российского пользователя в такие темы как «игры», «фильмы» и другие развлекательные темы значительно выше, чем у американских пользователей. Похожая ситуация наблюдается с сексуальной тематикой. Интенсивность интереса к этим темам русскоязычных пользователей выше в несколько раз. Это может свидетельствовать о более высокой потребности россиян в психологических инструментах подмены реальности, ухода от решения ситуативных жизненных проблем как следствие более низкого уровня жизни в принципе, неготовности к ответственности за собственную жизнь. Здесь сказывается и темп жизни среднего американца и россиянина. У американцев значительно меньше свободного времени на развлечения в Интернете, чем у россиян.

В области более умеренных по уровню интереса тем ситуация в Америке и России имеет выраженные различия.

Профиль  интересов американского пользователя акцентирован на таких темах как: работа, новости, банки, кредиты, бизнес, образование, здоровье. Это характеризует американцев как людей прагматичных, ориентированных на достижение успеха в бизнесе и карьере, последовательно решающих свои жизненные проблемы, но в общей массе со сниженным интересом к «вечным ценностям».

Интересно провести анализ таких запросов как «здоровье» и «лечение» применительно к предпочтениям американцев и россиян. Так у россиян слово «лечение» (0,1) в 2,5 раза популярнее, чем слово «здоровье» (0,04). У американцев все наоборот: слово «здоровье» (0,15) в 2 раза популярнее слова «лечение» (0,7). Это отражает привычку американцев вести здоровый образ жизни, сосредотачиваться на профилактике заболеваний, а не «по-русски» лечиться, когда уже заболел. «Гром не грянет, мужик не перекрестится».

За исключением темы «работа» (в обеих странах эта тема значима), акценты российского пользователя существенно отличаются от американского: «музыка», «стихи», «книги», «любовь» находятся неожиданно выше множества потребностей. Российский интернет-пользователь сентиментален и иррационален. Он ищет эмоции, впечатления, переживания, созвучие своего внутреннего мира в произведениях искусства. Повышенный интерес к таким темам как «авто» и «квартира» свидетельствует о не насыщенности этих потребностей у многих россиян, с другой стороны о появившихся экономических возможностях удовлетворить их.

Значительная разница между потребностями американцев и россиян наблюдается в отношении темы «стихи».

Интерес российского пользователя Интернета к стихам более чем в 3 раза превышает общий уровень интереса американского пользователя к поэзии, и опережает по уровню интереса такие значимые для американца темы как «новости», «банки», «образование», «бизнес», «здоровье», а также слова, связанные с материальными потребностями «авто», «квартира», «одежда» и др.  Интерес американского пользователя к поэзии  вытесняется более значимыми для него темами, характерными для культурной среды развитого постиндустриального общества: бизнес, деньги, новости,  материальные ценности.

Уровень интереса общества к теме «стихи и поэзия» является своеобразным индикатором экономического роста страны и культурных трендов. Снижение в обществе интереса к поэзии может характеризовать  развитие кризиса в культуре, когда массовое искусство, имеющее целью увеличение потребления, начинает вытеснять элитарное искусство, которое служит фундаментом для создания у людей базовых ценностей, этического стержня, духовности.

6.  Проблемы продвижения творчества поэта в Интернете

Творчество – это нелинейный процесс. Его невозможно поставить в жесткие рамки, описать при помощи формул и подчинить законам статистики. Творец особым образом отражает действительность, достигая высот в понимании сути вещей через наблюдение жизни в ее ярких проявлениях. Призма восприятия творца своеобразна. Настоящее творчество обладает огромной силой влияния на людей, создает базу для формирования этического стержня личности. Поэзия способна пробуждать в человеке самое сокровенное, раскрывать его потенциал, имеет мощное терапевтическое влияние, высвобождая негативные переживания.  Как найти золотую середину между массовым и элитарным в искусстве? Как привлечь к настоящему искусству широкую аудиторию читателей?

Сегодня Интернет, средства мобильной коммуникации становятся основным инструментом общения поэта с читателем. Наблюдается тенденция снижения интереса населения к бумажным носителям информации: журналам, книгам. Тиражи журналов и книг не сопоставимы с многомиллионной аудиторией Интернета, которая интересуется поэзией. Удобство и быстрота поиска нужного стихотворения в актуальный для читателя момент становится главным фактором выбора читателем носителя информации. Однако сегодня эти процессы все еще плохо структурированы, не имеют ценностного вектора развития. Большинство интернет-площадок для поэтов и любителей поэзии развиваются стихийно, обособлено.

Литературный процесс 21 века должен претерпеть серьезные изменения. Процесс признания творчества поэта должен стать интерактивным благодаря интернет-перекрестку, который целенаправленно формирует культуру потребления поэтического творчества, где все участники литературного процесса смогут получить желаемое:

  • Читатели -  удовлетворить потребность в эмоциональном отреагировании актуальных переживаний, эстетическом наслаждении
  • Критики - найти лучшие образцы творчества, которые станут ориентирами для развития поэзии
  • Поэты - получить обратную связь от читателей и критиков, задать правильное направление развития своего творчества и получить широкое признание
  • Государство - создать базовые элементы системы ценности граждан, культуру, которые позволят развивать общество в целом

Сегодня существует множество способов использования Интернета для донесения поэтического творчества до широкой аудитории.

1.       Персональные блоги и страницы в социальных сетях.

2.       Участие в литературных интернет-сообществах

3.       Публикации в интернет СМИ

4.       Персональный сайт поэта

5.       Собственный видеоканал и размещение видеороликов в Интернете

6.       Электронные книги

7.       Мобильные приложения для книг

Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Но вопрос успеха продвижения кроется не столько в способах, сколько в стратегии. Поэт должен создать стратегию продвижения своего творчества, бренда и последовательно реализовывать ее или смириться с тем, что его творчество не известно профессиональному сообществу и не востребовано  широкой аудиторией.

Существует мнение, что настоящая поэзия редко бывает востребована при жизни автора. Поэзия, как система, развивается вместе с культурой общества, и, как правило, предвещает, опережает потребности современников в духовной пище, тем самым задавая вектор развития ценностей общества в целом.

Нужно ли заботиться о продвижении поэзии среди современников?  На мой взгляд, сегодняшние технологии коммуникации позволяют сократить разрыв между процессом формирования новых направлений в поэзии (отражающих современные проблемы общества) и готовностью читателей  принять новую поэтику. Этот разрыв можно и нужно сокращать, формируя у читателей культуру потребления поэтического творчества. 

Формирование культуры потребления поэтического творчества - это развитие у читателей понимания лучших образцов поэзии признанных профессиональным литературным сообществом, актуализация потребности в обращении к поэзии  как к источнику эстетического наслаждения, осмысления действительности, отреагированию эмоциональных переживаний. Восприятие поэзии требует от читателя внутренней работы, а потому процесс формирования культуры потребления поэтического творчества требует постепенного движения от простого к сложному. Тригерами запуска этого процесса являются текущие потребности человека, поиск и чтение стихотворений, созвучных актуальному состоянию читателя.  Культура потребления поэтического творчества может развиваться в обществе только при организованном, целенаправленном и системном процессе ее формирования.

Как ни странно это звучит для поэтического сообщества, с точки зрения продвижения, т.е. организации целенаправленной коммуникации с потенциальными читателями и всеми участниками литературного процесса, поэт должен понять, что его творчество – это продукт, обладающий потребительскими свойствами, которые удовлетворяют некие потребности человека. Чтобы выстроить эти коммуникации грамотно, нужно, прежде всего, понять свою целевую аудиторию и ее потребности. Далее спозиционировать "товар" (свое творчество) на бесконечном рынке аналогичных предложений, отстроиться от конкурентов, определить уникальные достоинства своего товара.    

Все эти умные слова из учебника маркетинга звучат как страшный приговор для поэта, ему может показаться, что творчество растворится в суете при таком подходе. Поэзия как искусство не может являться коммерческим продуктом. Но, тем не менее, поэзия существует, значит в ней есть потребность. С точки зрения удовлетворения этой потребности и можно рассматривать поэзию в маркетинговом аспекте.

Большинство поэтов понимают, как выстраивать коммуникации в литературном процессе с профессиональной аудиторией: литературными журналами, критиками, литературным сообществом. Для большинства авторов это  мучительный, длительный и болезненный процесс, пока поэт не становится заметным в литературной среде.

Коммуникации же с читателями в Интернете, как правило, хаотичны, не системны и не целенаправленны. Инструменты коммуникации с читателями ограничены возможностями тех сайтов, где авторы ведут свои аккаунты, блоги и страницы.  Беда таких сайтов – бизнес-процессы и функционал сайта не учитывают  специфику литературного процесса. Автором может стать любой желающий, что осложняет понимание ориентиров, стандартов творчества, делает невозможным грамотное позиционирование   талантливых авторов. В результате литературный процесс слабоуправляем, превращается в бесконечные оценочные суждения и выяснения отношений между авторами и группами их поддержки. Условные индексы популярности не имеют никакого отношения к реальной популярности авторов и их ценности для культуры.

Практически все сайты, пытающиеся интегрировать в себя контент поэтического творчества, рассчитаны на коммуникации поэтов с поэтами. Читателю остается только созерцать творчество, без возможности конструктивного взаимодействия с понравившимся автором.

Большинство сайтов литературных сообществ, ввиду скудного финансирования, реализованы весьма скромно и не могут эффективно решать задачи в соответствии с актуальными потребностями поэтов и интернет-пользователей.

Ситуация с персональными сайтами поэтов в большинстве случаев просто катастрофична. Даже весьма известные поэты имеют крайне непрофессионально сделанные сайты без признаков стиля в веб-дизайне, не удобные для пользователя и не понятные поисковым роботам. В результате такие сайты мало посещаемы. Не секрет, что большая часть современных поэтов вообще не имеют персональных сайтов в силу отсутствия средств и непонимания того, как пользоваться этим инструментом.

Поэтическая тематика имеет один из самых низких уровней конкуренции в системах контекстной рекламы Яндекс Директ и Google Adwords. Это означает, что практически никто не покупает контекстную рекламу в поисковых системах по поэтической тематике.

Получается замкнутый круг. С одной стороны литературная среда не имеет достаточно компетенций в продвижении поэтического творчества в Интернете, с другой стороны у интернет-пользователей не развивается культура потребления поэтического творчества.

Интерес к стихам у интернет-аудитории, как правило, ситуативен, возникает под влиянием сильных персональных переживаний, актуальной ситуации. Это повод, возможность первого контакта с поэзией. Но, если сайт, куда пользователь попал из поисковой системы, не удобен, не приятен визуально, пользователь быстро покинет его  и забудет сайт и автора.

Назрела потребность в упорядочении всех этих процессов, системном решении продвижения поэзии в интернет-аудитории, создания для поэтов специальных инструментов и программ обучения продвижению в Интернете.

7.     Некоторые рекомендации для поэтов по продвижению в Интернете 

1.       Поэт должен серьезно относиться к продвижению своего творчества в интернет-аудитории  60 миллионов человек, которые каждый месяц делают более 30 миллионов запросов в поисковых системах по поэтической тематике. Продвижение поэтического творчества в Интернете – неотъемлемая часть современного литературного процесса.

2.       Тратить время и силы нужно на продвижение персонального бренда поэта, а не на отдельные стихотворения и элементы творчества. Чтобы продвигать бренд, нужно вначале его сформировать. 

3.       Сформулируйте вашу цель, миссию вашего поэтического творчества. Поймите, кому вы служите, ради чего  пишите стихи, кто ваш читатель. Вам нужно сиюминутное признание и восторг вашего окружения или вы пишете настоящую поэзию - на века? Постройте стратегию продвижения вашего бренда и только потом подбирайте подходящие интернет-инструменты его продвижения.

4.       Ценность бренда формируется и через признание профессиональным литературным сообществом, и через популярность у читателей. Иногда эти процессы пересекаются и взаимодополняют друг друга.

5.       Используя чужие интернет площадки-интеграторы поэтического контента, участвуя в поэтических интернет-сообществах, изучите репутацию площадок. Если репутация сайта не соответствует целям продвижения вашего творчества, не следует тратить на нее время.  Не используйте площадки с сомнительной репутацией.

6.       Если вы решились разместить свои стихи на площадке-интеграторе, учитывайте тот фактор, что вам придется тратить много времени на разные активности, чтобы ваша страница стала заметной среди сотен тысяч других авторов. Оцените целесообразность ваших временных инвестиций и соотнесите их с возможными результатами.

7.       Продвижение в социальных сетях может быть полезно для начинающих, молодых авторов. Но если вы считаете, что вы зрелый поэт-профессионал, решите для себя, как чрезмерная активность в социальных сетях повлияет на ваш имидж, на ваш персональный бренд. Вы серьезный, занятой человек? Или вы готовы тратить десятки часов в месяц на общение в социальных сетях? Вам решать, какой имидж ближе вашему персональному бренду.

8.       Помните, ваш бренд поэта формируется не только на ваших персональных страницах. Все ваши отзывы, комментарии в блогах и социальных сетях будут храниться десятки лет на сайтах и в памяти поисковых систем, откуда вы не сможете ничего удалить. Прежде чем затевать дискуссию, делать резкие оценочные суждения, вспомните об этом.  Вы хотите стать известным и признанным поэтом? Тогда решите, стоит ли вашей карьеры поэта рисовка и демонстрация своей принципиальности перед сотней читателей вашего блога.

9.       Публикации в литературных журналах, как правило, сопровождаются интернет-публикациями. Это серьезное портфолио для поэта. Ссылки на такие публикации должны присутствовать на тех площадках, где бывает ваша целевая аудитория. Используйте это для усиления вашего бренда.

10.    Собственный видеоканал позволит "оживить" стихи, размещать видеоролики на различных интернет-ресурсах.

11.    Важная площадка для продвижения вашего бренда – это ваш персональный сайт. Не стремитесь самостоятельно создать «что-нибудь» в Интернете на бесплатной и ущербной по функциональности системе управления сайтом. Сделайте сайт настолько профессионально, насколько это соответствует уровню вашего профессионализма в поэзии. Инвестируйте в свой сайт, а не тратьте время на развитие чужих площадок. Относитесь к созданию сайта как к изданию книги, тираж которой будет ежедневно и непрерывно увеличиваться при разовом вложении.  Чтобы читатели могли найти ваш сайт, необходимо системно заниматься его продвижением. 

12.    Электронные книги и мобильные приложения сегодня не так просто создать для поэта. Но если у вас есть такая возможность, не упустите ее. Будущее за контентом для мобильных устройств. Этот рынок демонстрирует активный рост.

Об авторе:

Алла Носкова, генеральный директор Группы проектов JobsMarket и Рекламной сети AdFocus. Автор и разработчик крупнейшего в России портала по дополнительному профессиональному образованию http://www.edu.jobsmarket.ru/ , job-сайта http://www.jobsmarket.ru/. Автор социальных проектов «Деньги на обучение EduMoney», конкурс грантов на обучение «Мечты сбываются! - Гранты», туристического конкурса «Мечты сбываются! – Отдых». Лауреат конкурса PEOPLE INVESTOR-2011 , получила премию от Ассоциации менеджеров России за социально ответственный подход к бизнесу. Спонсор поэтического конкурса «Заблудившийся трамвай» имени Н.С.Гумилева. 
Окончила Львовский политехнический институт, факультет психологии и факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Более 10 лет психологической практики, 16 лет в менеджменте.